ВОДЯНОЙ И РУСАЛКИ.
Человечество на любом этапе своего развития было тесно связано с водой. Около воды ставились поселения, храмы, некоторые хозяйственные постройки. Почему же людей так тянуло к пресным водоемам (особенно рекам)? Ответь сюда по всему лежит в глубоком прошлом. Род Homo по мнению некоторых палеонтологов и антропологов вел свое происхождение от обезьянок-собирателей, основной пищей которых являлась падаль. В дельтах крупных рек скапливается огромное количество трупов (обычно эти захоронения и находятся палеонтологами), и соответственно раздолье для падалеедов. Кроме этого берега рек богаты птичьими гнездами, а в самой реке можно отыскать множество моллюсков, сочных корней водяных растений. Как мы видим сложно найти более подходящее место для собирателя. Тем, что древние люди (в данном случае имеются в виду архантропы и более ранние преставители рода Homo) вели полуамфибийный образ жизни, легко обьяснить и приобретение прямохождения, и потерю волосяного покрова. Предков троглодита вода привлекала никак не меньше, поэтому помимо лешего - хозяина леса, черты троглодита можно отыскать и в другом персонаже фольклора - водяном.
Заметим, что водяной, как и леший, это не имя, а характеристика. Как же представлял наш народ себе водяного? В Тульской губернии рассказывали, что водяной хозяин подобен лешему, только шерсть у него белая. Архангельские крестьяне, напротив, полагали, что он такой же черный и мохнатый как и леший. Водяной — косматый, черный, «волосья длинны, черны и по самую з...» (В. Сиб.). Он может быть схож с чертом: «мохнатый как метла» (Новг.); с длинным хвостом (В. Сиб.); черный, в шерсти (Новг.); лохматый, черный, с хвостом (Арх.). Часто он прямо именуется чертом (Мурм., Волог., Арх., Костр., Нижегор., Орл., Вятск.). Мы видим, что народ описывает водяного, таким как и леший! То есть существами. отличимыми только по месту обитания. Вы возмутитесь, сказав, что традиционно водяного принято представлять в виде полурыбы-получеловека? К сожалению это не так. Образ водяного полурыбы пришел в народную среду из литературы в ХVIII веке, когда писатели пытались уподобить славянскую языческую культуру эллинской. Русалки стали подобны наядам, славянским богам нашли аналогии на Олимпе. В общем получилось, что за морем и телушка - полушка... Спасибо Хераскову и прочим славянофилам, желающим обесмертить славянскую языческую культуру, уподив её античной. В народе до сих пор водяной полурыба носит отдельное название Навпа или Павпа. Существует и изображение водяного в виде старика, почему так получается, мы уже обсуждали в главе про лешего.
Поведение водяного более агрессивно, чем поведение лешего, прогневавшего его человека может утопить, то есть водяной, охраняет свое территорию более ревностно, не гнушаясь насилия. Черты троглодита в образе водяного менее четкие, видно, что эта порода троглодитов ныне очень редко соприкасается с человеком, но не будем терять надежду, что в глухом лесном озере мы можем увидеть буйные игры водяного и обнаружить на берегу его огромные следы.
В образе русалки же самка троглодита прослеживается так же четко, как самец троглодита прослеживается в лешем. Само название русалка скорее тоже табуирование, обозначащее покрытый русой шерстью. Волосатость - неизменным признаком встречается у всей русской нечистой силы. В большинстве своем русалка представляется как молодая девушка, символ плодородия. Полуженщины-полурыбы как и случае с водяным пришли из литературы, и в народе не ассоциируются с русалками. Эти ундины носят в народе название фараонки, и представляются как потомки библейского фараона, преследовавшего Моисея. В образе молодой девушки сложно узреть нашего троглодита, однако в народе существует и более архаичный образ русалки. Что меня не обвиняли в домыслах приведу статью из словаря Власовой:
"АЛБ''АСТА, ЛОБ''АСТА, ЛОБ''ОСТА, ЛОП''АСТА — русалка, шутовка, водяниха. «Тута камышами по ночам албаста шатается» (Перм.), «Глядь, ан за ериком-то девка — знать лобаста — нагишом, чешет голову, а волосы то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое; да как захохочет, да в ладоши ударит — они и пуще того испугались: как бы не защекотала» (Астр.). Слово «албаста», по-видимому, заимствовано из тюркских языков. У татар и киргизов албаста (албасты, албосты) — злой дух. В Астраханской и Вятской губерниях албасту описывали как русалку, но русалку «страшную». Это отталкивающего вида нагая женщина с огромными грудями и длинными космами волос. Как и русалка, албаста обычно сидит у реки или озера на камне, расчесывая распущенные волосы. При появлении человека бросается в воду и исчезает. Лобаста, лобоста, лопаста — несколько измененное название той же «страшной» русалки. Эту русалку, которую во многих районах России отождествляли с водянихой, лешачихой, болотницей, в Тверской области описывали так: «лобаста — нагая женщина большого роста, весьма полная», «с громадными, приблизительно в аршин, отвислыми грудями, закинутыми иногда через плечи на спину, и с косами, достигающими до земли <...> Она живет в больших болотах, озерах и омутах. Своим видом она наводит страх на людей, и, кроме того, захватывает людей, проходящих мимо ее жилища, затаскивает в болото и щекочет сосками своих грудей, щекочет иногда до смерти» <3еленин, 1916>. Щекотка — излюбленное «занятие» лесных и водяных духов. Тем не менее вышеописанный ее способ не характерен для севернорусских или великорусских поверий. В некоторых районах Средней и Нижней Волги (в Саратовской, Астраханской губерниях) лобосту описывали как женщину огромного роста — «величиной от неба до земли». Тело ее — серая масса, голова косматая, с оскаленными клыками, руки очень длинные, пальцы скрючены. Лобоста появляется в бурю. Она возникает из тучи, оглушительно смеется. Встреча с нею гибельна. «Страшная» албаста-лобоста скорее всего отголосок распространенного у многих народов образа богини плодородия и неуправляемой стихии природы; от нее зависят и жизнь и смерть человека. Так, у татар албасты (албасти) — огромное, устрашающее существо. Она губительна для рожениц, может задавить насмерть. Альбасти (альмасти) таджиков, как и албосты турков, киргизов (очень большого роста, со спускающимися до земли руками), — дух, опасный для родильниц и новорожденных. Однако, по поверьям, подобное существо не только вредоносно, но и необходимо для появления ребенка на свет. Также двойственна, по представлениям алтайцев, тувинцев, албасты (женщина с длинными волосами, без спины). Она может не только приманивать человека, вселяться в него, но приносит удачу в охоте и кормит охотников из длинных, забрасываемых за плечи грудей <Дьяконова, 1976>. Лобоста Астраханской и Саратовской губерний отдельными чертами своего облика напоминает албасты татар и киргизов. Но это не обязательно заимствование. Такие образы могли возникнуть у разных народов независимо друг от друга. Высокий рост, «руки до земли», гипертрофированные, иногда закидываемые за плечи груди — их повторяющиеся, характерные черты. Длинноволосая, с огромными грудями русалка, именуемая албастой, очевидно, тоже связана с плодородием и деторождением, что, правда, почти не отражено в поверьях XIX–XX вв., где албаста чаще всего просто «появляется — исчезает» у воды. "
Думаю в этом мифологическом образе несложно узнать троглодита. Если просуммировать высказанное то, что получится? Албаста - это огромная женщина, волосатая, косматая, голая, с большими грудями и длиными руками, обитающая в камышах и низовых болотах. Так же как и леший она нема, но небеззвучна: хохочет и хлопает в ладоши. Более четкого портрета самки троглодита представить себе сложно. Представление о русалке как о страшной женщине в основном встречается на европейском севере России, а также в Сибири и на Алтае, что хорошо совпадает с географией распространения троглодита на сегодняшний день.
Теперь перейдем к наиболее на мой взгляд сложным для рассмотрения в контексте нашей проблемы мифическим существам это духи хозяйственных построек.

ОВИННИК, ГУМЕННИК, РИЖНИК, БАННИК.
Известна привычка троглодита селиться в заброшенных человеком строениях, судя по всему именно по этому, заброшенные дома счтитались дурным местом. Часты упоминания о обитании троглодита в охотничьих избушках. Овин, гумно, баня - все эти постройки стояли обычно на отшибе от села, и поэтому часто становились прибежищем троглодита. Именно такие особи и послужили прототипом для нечисти хозяйственных построек. Как и положено троглодиту, эти духи мохнаты. волосаты, способны испугать до смерти и принимать различные обличия. Однако, свидетельства об этос еще более размытые, чем в случае с водяным.


КУГУ ЕНГ - БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК.
Снежный человек оставил о себе напоминание не только в памяти русских, но и в памяти других народов, живущих на территории России. Приведу быличку, услышанную от человека народности мари, на моей родине.
КУГУ ЕНГ - ОГРОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Ночью зимой в Кувербовской келемети такое делается! Обходишь ее подальше, как со станции идешь. Раз посмотришь — костер горит, а возле него фигуры большие колы-шутся. Или огоньки маленькие, по келемети летают. А утром там по свежему снегу видали очень большие следы босых ног. Это Кугу Енг приходит к костру.
Зап. от отказавшейся себя назвать женщины в д. Куверба Тоншаевского района в 1992 г. А. В. Харлов.
Из других источников ясно, что древние мари поклонялись Кугу Енгу как богу, еще в конце ХVIII века. Харектерно было ли такое отношение к троглодиту для древних славян пока неясно.

ИСТИННОЕ ИМЯ.
Как уже выше говорилось истинное название троглодита у славян утеряно, однако же я осмелюсь выдвинут две гипотезы как раньше могли называть троглодита.
Гипотеза первая. Троглодит раньше назывался чертом. В пользу этого свидетельствуют сдедующие факты: чертями называли всех стихийных духов (леших, водяных, домовых), имя черта было затабуизировано, слово черт старались не произносить, сегодняшнее значение слово черт приобрело не так давно (в конце XVI века). Однако у этой гипотезы есть существенный минус - слово черт, скорее всего само является характеристикой загадочного существа и обозначет " тот, кто за чертой", то есть "тот кто вне обжитого человеком пространства". Табу было наложено на слово черт возможно в более поздние времена.
Гипотеза вторая. Славяне называли реликтового гоминида дивом. В " Слове О Полку Игоревом" говорится "свист зверин въста; збися Див, кличет верху древа - велит послушати земли незнаеме". Кто у нас из крупных зверей свистит? Ответ - никто. Зато замечательно свистит гоминид. Дивом называл неводмое чудовище выведенное русами и великий поэт Низами в своей поэме "Искандер-Нами":
И аркан, много недругов стиснувший встарь,
Словно обруч возмездья метнул государь, —
И петля шею диву сдавила с размаху:
И склонилась лазурь, поклонясь шахиншаху.
И когда трепыхала мохнатая груда,
И пропала вся мощь непостижного чуда, —
Стало радостно стройным румийским войскам:
И ликующий крик поднялся к облакам.
. . .
Ввергли дива в темницу. Томилось немало
Там иных Ариманов, как им и пристало.
Див - существо противоположное человеку, не из обычной его жизни, отсюда слова "дивный", "диво". Не удивительно, что древние славяне так отдаляли троглодита от себя, ведь наиболее чужд нам тот, кто больше всего похож на нас, кого мы воспринимаем как карикатуру на себя.

Итак, мы видим, что на протяжении многих веков, рядом с человеком живет осторожный сосед, наш ближайший родственник, чье существование - тайна в наш век компьютерных технологий и больших корпораций. Но если бы мы оглянулись назад, вслушываясь в слова наших дедов и прадедов, мы бы не стали искать далекого памирского снежного человека. Проявите уважение и понимание к троглодиту, и возможно однажды наши тропы в родном русском лесу когда-нибудь снова пересекутся.


Главная


 
Сайт создан в системе uCoz